<span style=
Нет новых направлений в искусстве, есть одно - от человека к человеку.
Станислав Ежи Лец

Главная » Статьи » Дополлнительно » Дополнительно

ЧЕЛОВЕЧЕСТВО СКОРО ЗАМОЛЧИТ

В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.

(Евангелие от Иоанна, 1:1)

 

 

 

 

 

Если спросить людей на улице, что такое речь и для чего она нужна, в подавляющем большинстве случаев можно услышать - это средство общения. Нашлись бы те, кто добавили бы, что речь это способ обмена информацией, кое-кто из опрашиваемых людей отнесли бы речь к процессу мышления…

Но никто, пожалуй, сегодня не охарактеризовал бы ее, как индивидуальное средство самовыражения человека, как средство построения прежде всего взаимоотношений между уникальными личностями, а уж потом, во вторую очередь – обмена информацией. Редко кто сегодня осознает, что между понятностью, выразительностью, богатством речи и раскрытием перед собеседником богатства собственной личности существует самая прямая связь.

Так происходит потому, что с начала 90-х годов XX века с грустью приходится наблюдать за резким падением спроса на индивидуальность. Провозглашенная устами бывшего министра образования г-на Фурсенко установка на то что «советская школа совершала страшную ошибку, стремясь воспитать творческую личность. А нам нужен квалифицированный потребитель» была с успехом реализована не только программами школьного обучения, но и на уровне социума в целом. Все теперь перестали быть интересны всем, человек рассматривается только как носитель информации, помогающей заработать или как средство приложения своих усилий по выколачиванию из него денег.

Следствием этого стало введение в обиход обезличенных понятий «общение», «переговоры», «достижение консенсуса», «тусовка» вместо «разговор», «беседа», «взаимопонимание», «выражение личного мнения». Люди стремятся теперь не построить взаимоотношения, что требует времени и терпения, а «порешать по- быстрому». Поэтому в деловом «общении» теперь все сводится к нехитрому набору общеупотребительных речевых штампов и примитивных коммуникативных приемов. А в неформальной «тусовке», где тем более не требуется оригинальность мысли, выраженной в яркой и образной форме, недостаток речевых средств для отражения бурлящих эмоций с лихвой компенсируется сленговым набором из лексикона Эллочки-людоедочки. Естественно, что в таком искусственно «суженном» речевом поле люди просто не в состоянии выразить то, что хотят сказать на самом деле.

К тому же, в этом разлагающем коммуникацию процессе не последнюю роль играют довлеющие социальные стереотипы: «говори быстрее, время дорого», «говори тише, чтобы не услышали окружающие», «говори короче, а лучше отправь по почте», «лучше лишний раз промолчи, сойдешь за умного» и т.д. и т.п. Воистину, двигаясь по этому пути,  человечество действительно скоро замолчит…

Однако, тонкость ситуации в том, что однажды наступает момент (а он неизбежно наступает в жизни каждого конформиста), что все те стереотипы «речевого поведения», которым он слепо следовал, обращаются против него самого: его не слушают или не слышат или вообще игнорируют, его не воспринимают всерьёз. Но самое удивительное, самое обидное, что в выигрыше оказываются те, кто делегирует стереотипы другим, а сами им…никогда не следуют.

Осознав проблему собственной речевой беспомощности, «незаслуженно обиженный» судорожно начинает искать средства ее решения. И тут на помощь приходят всевозможные «советчики», которые, скрывая главное – ты не будешь говорить, если не ценишь оригинальность собственной личности, - вколачивают в страждущего новые стереотипы «раскрепощенной речи на публике». Как правило, эти приемы - бледная калька переводной, устаревшей и не самой удачной литературы. Человек жадно хватается за этот набор обещанных скородействующих (а мы все ходим скорее и желательно – без усилий!) «отравляющих таблеток», так и не осознав, что внешнее подражание авторитетам окончательно выхолащивает внутреннюю работу над собой. Вместо осмысления собственной личности и индивидуальности ее выражения, как панацея от всех бед им предлагается унифицированный прием выражения слова через жест - ему придается почти сакральное значение. В погоне за модной «харизмой», потратив деньги и время, человек окончательно превращается в «пластмассового» оратора, который, подобно американскому пастору, хаотично мечется по сцене с выпученными глазами, дрессированно разворачивая к собеседнику открытые ладони. Или становится «прилично-обезличенным» монотонным приложением к демонстрируемой презентации, эдаким «голосом за кадром», озвучивающим то, что написано на экране для тех, кому лень читать.

Между тем, наш организм – целостная и взаимосвязанная система органов, которые невозможно лечить обособленно. И человек – не медведь, которого путем кнута и пряника можно научить крутить педали велосипеда. Это физически нереально - отдельно научиться говорить, отдельно мыслить, отдельно «раскрепощено держаться на публике». Личностное содержание что называется, определяет форму: мысль, желание её выразить и способ её выражения через приемы речи в человеке, неразрывно связаны между собой Так, психологическая боязнь сказать громко будет заставлять человека «заглатывать» природную силу голоса, а боязнь выразить собственную мысль будет сдерживать богатство его обертонов и интонирования. Подсознательный страх «произнести не то» парализует дикцию, окончательно лишит четкости произношения, вызывая настоятельную потребность «сжевать» произносимые звуки.

Получается, что одних механических приемов для «постановки резонаторов», «раскрепощению жеста» и «четкому произнесению скороговорок» мало. Утратившему способность четко и внятно говорить требуется еще что-то. Ну, как минимум психологическая помощь, поскольку настоящая работа над речью начинается с осознания уникальности собственной мысли, с интереса к мысли другого человека, с потребности ему что-то сказать (а значит – иметь «речевой посыл»). Настоящая работа над речью – это, прежде всего, самоосознание, которое требует и усилий и времени. Только тогда дыхание «подопрет» и обеспечит силу голоса, когда человек перестанет бояться быть нелепым, чем освободит свое тело от непомерной психологической нагрузки, сковывающей не только внешние жесты, но и легкие. А звуки, складывающие в слова получат свою четкую музыкальность именно потому, что они станут необходимы самому говорящему.

Вот тогда Слово, как творящая единица, как способ налаживания с людьми не формализма «общения», а прежде всего – взаимоотношений, которые невозможны без обмена собственными мыслями и чувствами, станет подвластно тому, кто сегодня так мучительно молчит.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Дополнительно | Добавил: aseva (11.04.2013)
Просмотров: 928 | Рейтинг: 5.0/2
Эмоции копятся в нас, ищут выхода… Рано или поздно эта «бомба замедленного действия» взрывается - и вот уже нас окружают семейные скандалы, алкоголь, инфаркты, инсульты, а то и психушка... Школы, институты, курсы повышения квалификации совершенствуют ум, набивая его всевозможной информацией. Но никто не учит нас воспитывать свои чувства. И только театральные методики с их раскрепощающей игровой стихией способны познакомить Вас с самими собой, узнать границы и возможности собственных эмоций, научить проявлять в жизни свои чувства…