<span style=
Нет новых направлений в искусстве, есть одно - от человека к человеку.
Станислав Ежи Лец

ШКОЛА ВОСПИТАНИЯ ЧУВСТВ
 
Отрывок из интервью с художественным руководителем Русской театральной школы Горюновой Ксенией Петровной
 
 
Театральная школа… Воспитание актеров, режиссеров, драматургов…. Как все это уживается с психологическими курсами, которые существуют в школе? 
Последние 20 лет мы прочно забыли, что Театр – это, прежде всего, человековедение. А потом уже зрелище. Если конечно это настоящий театр. Согласитесь, что каждый из нас может прожить только одну жизнь, получить только один эмоциональный опыт. А искусство во всех его формах – это огромное количество судеб…  Зритель, приходя в театр и в сопереживании «подключаясь» к судьбе героя, значительно обогащает палитру своих чувств. «Включаясь» в ходе того или иного спектакля в чужую конфликтную, стрессовую ситуацию, он получает еще какие-то, кроме привычных, эмоциональные инструменты по построению собственной жизни. Например, до спектакля, в определённой ситуации он имел только одно решение – предположим, крик, скандал, давление… И ничего не добивался, впадал в отчаянье. Или напротив, добивался своего, но не получал удовлетворения от этого.  После спектакля, где он испытал вдохновенное сопереживание, человек получает опыт того героя, которому сочувствовал. В другой раз – другого. Смотришь, и в реальной жизни он воспользовался его эмоциональным опытом и в привычной ситуации повел себя по другому. Вот вам и «веер» эмоциональных возможностей разрешения своих жизненных ситуаций. Ум мы тренируем каждый день – институты, работа, турпоездки...  
 
А где учат чувствовать?
Искусство, в частности, театр – это школа воспитания чувств.
 
То есть Ваши слушатели играют в спектаклях? 
Если они приходят на курс «Человек без комплексов» - да. Там театральные методики работают впрямую, по своему назначению. Из всего курса «мастерства актера» отобраны только те упражнения, которые помогают скоординировать речь и жест, сделать их выразительными, изящными, поведение человека – непринужденным.
 
А на чем строится методика воспитания чувств?
Ну, например, курс «Искусство любви к себе» построен на принципе «разбора роли» - так называемого «застольного периода» репетиции спектакля, когда актеры подробно и тщательно анализируют мотивации поступков героев. Именно так мы подходим к каждой человеческой реальной истории, с которой приходят к нам слушатели курсов. Считайте, они приносят свои пьесы – собственные жизненные истории. И методика разбора роли помогают людям не только погрузиться в себя, но и посмотреть на себя чужими глазами. Как бы объективизироваться от себя, посмотреть на свою жизнь, как на «кино», где ты – герой событий. Это очень помогает в знакомстве с собой с системой своих мотиваций.  Ведь в театре и в жизни принцип один:  как человек чувствует и думает, так он и живет. Но знаем ли мы до конца, как мы думаем? Как чувствуем? Что мы вообще знаем о себе? Недаром же в «Библии» написано, что ближнего надо любить, как самого себя… Мы слышим только первую часть фразы – полюби другого. Но ведь «как самого себя»! А что  на самом деле о себе знаем? Любим ли мы себя? И как это – полюбить себя?
 
Люди приходят с похожими проблемами?
Каждая рядовая человеческая история, которая изложена за 2,5 года курса «Искусство любви к себе» - это покруче Джеймса Бонда с его «экшеном». Тут и драмы, и комедии, и трагедии… Разбирая эти истории, объединенные общим сопереживанием, слушатели помогают друг другу начать понимать, чувствовать себя по-настоящему… И знаете, люди делают такие открытия о себе! Оказывается, «самосознание» и «самочувствование» - это очень разные вещи! Сам проблемы  у людей очень разные…  Однако, в основе их всегда одно и то же: у людей умирают чувства. Эмоции бушуют, а чувства спят. Но человек начинает задыхаться, когда работает только сознание… А природу переупрямить нельзя. Когда в жизни работает в основном полушарие, отвечающее за аналитику, и не используется полушарие, отвечающее за переживание, он не может полноценно принимать решения. Отсюда проблемы с речью, общением. Общение – это ведь на девяносто процентов эмоции и чувства. Отсюда же семейные проблемы, проблемы во взаимоотношениях на работе, во взаимоотношениях родителей и детей.
 
Можно ли человеку вернуть чувства?
Извне это сделать невозможно. Пример тому – всевозможные «фильмы ужасов» и остросюжетные спектакли, вызывающие самые разнообразные эмоции – от острого страха до сексуальных. Это суррогат, попытка раздражить мозг, заставить его что-то испытывать. Но сознание не может чувствовать – поэтому от подобной «продукции» человек испытывает только усталость и депрессию. То, что называлось в старину «катарсисом» - это сопереживание. Вот тогда работает подсознание, то есть чувства. Именно это их и будит и тренирует – со-переживание. Этим можно помочь, направить, дать человеку «дорожку» с своим чувствам, показать их глубину и разнообразие. Дать возможность пережить себя через другого. На курсе же, не в условиях театрального зала, в активном сопереживании друг другу, если у человека есть такая потребность – оживить чувства, он поймет, как это сделать самостоятельно. Мы даем очень подробную методику. В остальном - это собственная тяжелая внутренняя работа по самоосознанию.
 
Что главное в этой работе?
Постоянная отдача энергии себе самому. В этом-то и есть искусство любви к себе – научиться правильно отдавать самому себе энергию. Не тратить ее, жалея себя, на удовольствия, а правильно направлять.  Чувства – это не набор усилий, не рабочий день в 16-18 часов… Иногда  5 минут глубокого обдумывания самого себя и затраченная при этом на переживание самого себя энергия компенсирует всю бессмысленность внешних усилий человека за 10-15 лет. 
 
Что мешает чувствам? 
Потребительская психология… Расчет… Мы живем головой. На чувства не остается ни сил, ни времени, ни… потребности. Еще одна проблема - ориентация на толерантность, на взаимную комфортность: чтобы все было чистенько и аккуратненько. У тебя болит – ты улыбайся, у тебя проблемы – ты молчи. У тебя проблемы? У тебя не должно быть проблем! Но  они же у нас есть! И куда их девать? Куда девать всю боль, которую мы все же за всей толерантностью годами носим в себе? Вот вам и болезни сердца, и рак и сумасшествие… Перегнивающие в нас чувства нас разрушают. Ну и конечно чувствам мешает то самое широко пропагандируемое бегство от стресса. Между тем биологи подтверждают, что в основном мутации генов происходят во время стресса. Если бы его не было, из обезьяны никогда не получился бы человек. То есть уход от стресса – это остановка чувств, а значит - остановка в развитии.  И вопрос не в том, чтобы уничтожить неприятности в нашей жизни – именно это желание нас и убивает! А «высший пилотаж» в том, чтобы научиться проходить стресс и его энергию обратить себе на пользу.
 
Стресс – единственный способ пробиться к чувствам?
Стресс – это не более чем толчок к развитию. Невыносимая душевная боль, которую испытывает человек  - это неумение использовать выделяющуюся при «встряске» энергию. Попав в неприятности, не имея эмоционального инструмента их «разруливать» мы сами продлеваем боль вместо того, чтобы развиваться. Вот мы и пытаемся научить человека «не длить» боль. Этому вообще учит искусство во всех его формах. Что такое  чтение, например? Буква - абстрактный знак,  а вот читатель переводит ее в картинки, образы. Как бы сам внутри себя «снимает кино». В этом процессе как раз работают именно чувства, разумом вы  такое «кино» не снимете. Сопереживая персонажу, представляя и проходя его путь, вы работаете именно эмоционально. А у каждого персонажа в каждом литературном произведении – своя судьба, свой опыт и свои способы прохождения стресса. Представляете, как вы обогащаетесь?  Вы же такое «кино» сами снимаете, а не «потребляете» в кинотеатре! Так же «сопереживая» в театре, в кино, в балете, впитывая звуки музыки или ощущения цвета на картине  - вы это делаете разумом? Нет, только чувствами… Поэтому они и становятся свободными, разнообразными и пластичными… 
Школы, институты, курсы повышения квалификации совершенствуют интеллект, набивая мозг всевозможной информацией. Но никто не учит нас воспитывать свои чувства. Эмоции копятся, ищут выхода… Рано или поздно эта «бомба замедленного действия» взрывается: семейные скандалы, алкоголь, инфаркты, инсульты, депрессия, тяжелые психические расстройства... И только театральные методики с их раскрепощающей игровой стихией способны освободить человека от тотального контроля ума и дать личности возможность почувствовать и проявить всю красоту и силу собственных чувств.