РЕЖИССЕР ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА
Режиссер – профессия, не терпящая «массовости» и унификации. Именно поэтому обучение режиссуре требует индивидуального подхода: передачи метода напрямую от учителя к ученику, личностного со-участия мастера в каждом слушателе. Режиссера нельзя «научить», поскольку именно от мировоззрения будущего организатора спектакля, его человеческих качеств во многом зависит степень его одаренности.
Обучение индивидуальное и групповое:
Программа индивидуального обучения:
1. Метод действенного анализа, как способ перевода образов литературы и драматургии в сценический образ спектакля. Понятие «действенного образа».
2. Действенный анализ, как инструмент анализа пьесы.
- «Концепция спектакля лежит в зрительном зале» (Г.А.Товстоногов): сверхзадача, как основа анализа пьесы:
- роль личности и мировоззрения режиссера в создании концепции;
- понятие конфликта;
- сквозное действие, как результат развития «борьбы идей»;
- событие (Г.А.Товстоногов) и конфликтный факт (А.М.Поламишев);
- исходный конфликтный факт и его роль в создании образа спектакля;
- главный конфликтный факт, как инструмент создания единого ритма и образа действия.
3. Действенный анализ, как инструмент создания спектакля
- особенности понятия «жанр» в системе «действенного анализа», границы жанровых переакцентировок;
- работа режиссера с актером: «разведка пьесы телом» - этюдный метод работы;
- мизансцена, как способ выявления мысли, импровизационное и конструктивное начало мизансцены, законы мизансценического построения;
- ритм, как результат действенного анализа - синтезирующее начало спектакля.
4. Работа режиссера со сценографом
- декорационное искусство и сценография: сходство и различие;
- связь мизансцены и сценографии;
- иллюстративное и действенное световое решение спектакля.
5. Роль музыкального и звукового оформления в создании единого сценического образа спектакля.
6. Режиссер, как организатор процесса создания спектакля: основы экономики и управления театральным процессом.
Программа режиссерской практики
(групповые занятия, зачетные работы):
1. Событийно-действенный анализ этюдов и отрывков, над которыми работают режиссеры вместе со слушателями актерского курса.
2. Анализ пьес классического репертуара, над которыми работают актерские курсы, ассестирование в их постановке.3. Работа со слушателями драматургического факультетам над созданием современной пьесы: руководствуясь навыком действенного анализа, слушатель разбирает уже написанный материал и вырабатывает собственные рекомендации по его совершенствованию.4. Ассистирование на постановках спектаклей профессиональной группы и труппы театра.5. Самостоятельное создание спектакля, который входит в репертуар театра (по решению художественно-педагогического совета театра и школы).
Срок обучения: 18 месяцев. Однако, график обучения строится по мере прохождения программы. Посещая в режиме работы Школы занятия по мастерству актера, дни, часы и количество посещений лекционного обучения в неделю или в месяц слушатель устанавливает сам в соответствии со своей занятостью. Подобный подход позволяет качественно выполнять домашние задания и оставляет слушателю время на добросовестное усвоение теоретического материала и подробное изучение необходимой литературы.
Промежуточная аттестация: Творческие работы по мастерству актера и режиссуре, создаваемые слушателем в виде экзамена принимает художественно-педагогический состав Школы.
По окончанию курса: сертификат, работа в театре и в школе (по решению художественно-педагогического состава школы).