<span style=
Нет новых направлений в искусстве, есть одно - от человека к человеку.
Станислав Ежи Лец

РЕЖИССЕР ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА

 

Режиссер – профессия, не терпящая «массовости» и унификации. Именно поэтому обучение режиссуре требует индивидуального подхода: передачи метода напрямую от учителя к ученику, личностного со-участия мастера в каждом слушателе. Режиссера нельзя «научить», поскольку именно от мировоззрения будущего организатора спектакля, его человеческих качеств во многом зависит степень его одаренности.

 

О методе действенного анализа пьесы и роли - главном открытии К.С. Станиславского - наслышаны все, кто имеет какое-либо отношение к театральной реальности. Однако, единственное, чем по настоящему пользуются современные режиссеры – так называемый «этюдный» метод. Однако, неумело используемый, вырванный из контекста системы действенного анализа пьесы и роли, такой способ репетиций спектакля порождает произвол и насилие как над автором и его произведением, так и над актером. В соединении с несколько вольно трактуемыми понятиями «творческая свобода» и «самовыражение» этюдный метод приводит к созданию многочисленных «капустников» по произведениям классических и современных авторов.

 

Между тем сам метод действенного анализа пьесы и роли – это, прежде всего, умение вычленить смысловую структуру драматургического материала и роли актера и перевести ее на сценический язык: не в сюжет, а в сценическое действие. Это многократно подчеркнуто в трудах М.О. Кнебель – знаменитого ассистента К.С. Станиславского, ее ученика Г.А. Товстоногова, а так же - в глубочайших теоретических работах педагога училища им. Б.Щукина А.М. Поламишева.   Именно благодаря небанальному анализу драматургического произведения элементы  метода блестяще использовали в своем творчестве ученики К.С. Станиславского: Е.Б. Вахтангов, В.Э.Мейрехольд. Методом действенного анализа роли  блестяще пользовался М. Чехов.  Значительно обогатили метод действенного анализа великие режиссеры-экспериментаторы: А.Эфрос, Ежи Гротовский и А. Васильев. Спектакли Э. Някрешюса, неуклонно использующего в работе действенный анализ, и по сей день собирают аншлаговые залы.

 

Слушатель, пришедший в нашу школу на факультет режиссуры, не только получит прочную теоретическую базу метода действенного анализа пьесы и роли, но и реально сможет проварить его эффективность на практике.

Обучение индивидуальное и групповое: 
групповое:  с актерским курсом слушатель проходит программу мастерства актера (обязательно),
индивидуальные лекционные занятия:  навык анализа драматургического материала, история режиссуры, особенности метода и почерка знаменитых  режиссеров.
Учебные задания по лекционному курсу реализует с актерским курсом, на котором учится сам.

 

Программа индивидуального обучения:

1. Метод действенного анализа, как способ перевода образов литературы и драматургии в сценический образ спектакля. Понятие «действенного образа».

2. Действенный анализ, как инструмент анализа пьесы.

  • «Концепция спектакля лежит в зрительном зале» (Г.А.Товстоногов): сверхзадача, как основа анализа пьесы:
  • роль личности и мировоззрения режиссера в создании концепции;
  • понятие конфликта;
  • сквозное действие, как результат развития «борьбы идей»;
  • событие (Г.А.Товстоногов) и конфликтный факт (А.М.Поламишев);
  • исходный конфликтный факт и его роль в создании образа спектакля;
  • главный конфликтный факт, как инструмент создания единого ритма и образа действия.

3. Действенный анализ, как инструмент создания спектакля

  • особенности понятия «жанр» в системе «действенного анализа», границы жанровых переакцентировок;  
  • работа режиссера с актером: «разведка пьесы телом» - этюдный метод работы;
  • мизансцена, как способ выявления мысли, импровизационное и конструктивное начало мизансцены, законы мизансценического построения;
  • ритм, как результат действенного анализа - синтезирующее начало спектакля.

4. Работа режиссера со сценографом

  • декорационное искусство и сценография: сходство и различие;
  • связь мизансцены и сценографии;
  • иллюстративное и действенное световое решение спектакля.

5. Роль музыкального и звукового оформления в создании единого сценического образа спектакля.

6. Режиссер, как организатор процесса создания спектакля: основы экономики и управления театральным процессом.

 

 

Программа режиссерской практики

(групповые занятия, зачетные работы):

 

1. Событийно-действенный анализ этюдов и отрывков, над которыми работают режиссеры вместе со слушателями актерского курса.
2. Анализ пьес классического репертуара, над которыми работают актерские курсы, ассестирование в их постановке.
3. Работа со слушателями драматургического факультетам над созданием современной пьесы: руководствуясь навыком действенного анализа, слушатель разбирает уже написанный материал и вырабатывает собственные рекомендации по его совершенствованию.
4. Ассистирование на постановках спектаклей профессиональной группы и труппы театра.
5. Самостоятельное создание спектакля, который входит в репертуар театра (по решению художественно-педагогического совета театра и школы).

 

Срок обучения: 18 месяцев. Однако, график обучения строится по мере прохождения программы. Посещая в режиме работы Школы занятия по мастерству актера, дни, часы и количество посещений лекционного обучения в неделю или в месяц слушатель устанавливает сам в соответствии со своей занятостью. Подобный подход позволяет качественно выполнять домашние задания и оставляет слушателю время на добросовестное усвоение теоретического материала и подробное изучение необходимой литературы.

 

Промежуточная аттестация: Творческие работы по мастерству актера и режиссуре, создаваемые слушателем в виде экзамена принимает художественно-педагогический состав Школы.

 

 

 

По окончанию курса: сертификат, работа в театре и в школе (по решению художественно-педагогического состава школы).

 

 

Эмоции копятся в нас, ищут выхода… Рано или поздно эта «бомба замедленного действия» взрывается - и вот уже нас окружают семейные скандалы, алкоголь, инфаркты, инсульты, а то и психушка... Школы, институты, курсы повышения квалификации совершенствуют ум, набивая его всевозможной информацией. Но никто не учит нас воспитывать свои чувства. И только театральные методики с их раскрепощающей игровой стихией способны познакомить Вас с самими собой, узнать границы и возможности собственных эмоций, научить проявлять в жизни свои чувства…