<span style=
Нет новых направлений в искусстве, есть одно - от человека к человеку.
Станислав Ежи Лец

РЕЖИССЕР ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА

 

Режиссер – профессия, не терпящая «массовости» и унификации. Именно поэтому обучение режиссуре требует индивидуального подхода: передачи метода напрямую от учителя к ученику, личностного со-участия мастера в каждом слушателе. Режиссера нельзя «научить», поскольку именно от мировоззрения будущего организатора спектакля, его человеческих качеств во многом зависит степень его одаренности.

 

О методе действенного анализа пьесы и роли - главном открытии К.С. Станиславского - наслышаны все, кто имеет какое-либо отношение к театральной реальности. Однако, единственное, чем по настоящему пользуются современные режиссеры – так называемый «этюдный» метод. Однако, неумело используемый, вырванный из контекста системы действенного анализа пьесы и роли, такой способ репетиций спектакля порождает произвол и насилие как над автором и его произведением, так и над актером. В соединении с несколько вольно трактуемыми понятиями «творческая свобода» и «самовыражение» этюдный метод приводит к созданию многочисленных «капустников» по произведениям классических и современных авторов.

 

Между тем сам метод действенного анализа пьесы и роли – это, прежде всего, умение вычленить смысловую структуру драматургического материала и роли актера и перевести ее на сценический язык: не в сюжет, а в сценическое действие. Это многократно подчеркнуто в трудах М.О. Кнебель – знаменитого ассистента К.С. Станиславского, ее ученика Г.А. Товстоногова, а так же - в глубочайших теоретических работах педагога училища им. Б.Щукина А.М. Поламишева.   Именно благодаря небанальному анализу драматургического произведения элементы  метода блестяще использовали в своем творчестве ученики К.С. Станиславского: Е.Б. Вахтангов, В.Э.Мейрехольд. Методом действенного анализа роли  блестяще пользовался М. Чехов.  Значительно обогатили метод действенного анализа великие режиссеры-экспериментаторы: А.Эфрос, Ежи Гротовский и А. Васильев. Спектакли Э. Някрешюса, неуклонно использующего в работе действенный анализ, и по сей день собирают аншлаговые залы.

 

Слушатель, пришедший в нашу школу на факультет режиссуры, не только получит прочную теоретическую базу метода действенного анализа пьесы и роли, но и реально сможет проварить его эффективность на практике.

Обучение индивидуальное и групповое: 
групповое:  с актерским курсом слушатель проходит программу мастерства актера (обязательно),
индивидуальные лекционные занятия:  навык анализа драматургического материала, история режиссуры, особенности метода и почерка знаменитых  режиссеров.
Учебные задания по лекционному курсу реализует с актерским курсом, на котором учится сам.

 

Программа индивидуального обучения:

1. Метод действенного анализа, как способ перевода образов литературы и драматургии в сценический образ спектакля. Понятие «действенного образа».

2. Действенный анализ, как инструмент анализа пьесы.

  • «Концепция спектакля лежит в зрительном зале» (Г.А.Товстоногов): сверхзадача, как основа анализа пьесы:
  • роль личности и мировоззрения режиссера в создании концепции;
  • понятие конфликта;
  • сквозное действие, как результат развития «борьбы идей»;
  • событие (Г.А.Товстоногов) и конфликтный факт (А.М.Поламишев);
  • исходный конфликтный факт и его роль в создании образа спектакля;
  • главный конфликтный факт, как инструмент создания единого ритма и образа действия.

3. Действенный анализ, как инструмент создания спектакля

  • особенности понятия «жанр» в системе «действенного анализа», границы жанровых переакцентировок;  
  • работа режиссера с актером: «разведка пьесы телом» - этюдный метод работы;
  • мизансцена, как способ выявления мысли, импровизационное и конструктивное начало мизансцены, законы мизансценического построения;
  • ритм, как результат действенного анализа - синтезирующее начало спектакля.

4. Работа режиссера со сценографом

  • декорационное искусство и сценография: сходство и различие;
  • связь мизансцены и сценографии;
  • иллюстративное и действенное световое решение спектакля.

5. Роль музыкального и звукового оформления в создании единого сценического образа спектакля.

6. Режиссер, как организатор процесса создания спектакля: основы экономики и управления театральным процессом.

 

 

Программа режиссерской практики

(групповые занятия, зачетные работы):

 

1. Событийно-действенный анализ этюдов и отрывков, над которыми работают режиссеры вместе со слушателями актерского курса.
2. Анализ пьес классического репертуара, над которыми работают актерские курсы, ассестирование в их постановке.
3. Работа со слушателями драматургического факультетам над созданием современной пьесы: руководствуясь навыком действенного анализа, слушатель разбирает уже написанный материал и вырабатывает собственные рекомендации по его совершенствованию.
4. Ассистирование на постановках спектаклей профессиональной группы и труппы театра.
5. Самостоятельное создание спектакля, который входит в репертуар театра (по решению художественно-педагогического совета театра и школы).

 

Срок обучения: 18 месяцев. Однако, график обучения строится по мере прохождения программы. Посещая в режиме работы Школы занятия по мастерству актера, дни, часы и количество посещений лекционного обучения в неделю или в месяц слушатель устанавливает сам в соответствии со своей занятостью. Подобный подход позволяет качественно выполнять домашние задания и оставляет слушателю время на добросовестное усвоение теоретического материала и подробное изучение необходимой литературы.

 

Промежуточная аттестация: Творческие работы по мастерству актера и режиссуре, создаваемые слушателем в виде экзамена принимает художественно-педагогический состав Школы.

 

 

 

По окончанию курса: сертификат, работа в театре и в школе (по решению художественно-педагогического состава школы).

 

 

Школы, институты, курсы повышения квалификации совершенствуют интеллект, набивая мозг всевозможной информацией. Но никто не учит нас воспитывать свои чувства. Эмоции копятся, ищут выхода… Рано или поздно эта «бомба замедленного действия» взрывается: семейные скандалы, алкоголь, инфаркты, инсульты, депрессия, тяжелые психические расстройства... И только театральные методики с их раскрепощающей игровой стихией способны освободить человека от тотального контроля ума и дать личности возможность почувствовать и проявить всю красоту и силу собственных чувств.