<span style=
Нет новых направлений в искусстве, есть одно - от человека к человеку.
Станислав Ежи Лец

Главная » 2015 » Ноябрь » 23 » Анатолий Эфрос об "опрощении" театра
11:26
Анатолий Эфрос об "опрощении" театра

 

 

АНАТОЛИЙ ЭФРОС «О БЛАГОРОДСТВЕ»

…Знаете, есть такое презрительное западное выражение – «НУВОРИШИ». Богачи, которые неизвестно на чём разбогатели. Очень много художников-нуворишей. Чехов был интеллигентом в первом поколении. И он по капле из себя выдавливал раба. Чего он этим достиг? Он стал аристократом. В ИСКУССТВЕ НЕЛЬЗЯ БЫТЬ АРИСТОКРАТОМ. АРИСТОКРАТ – это вовсе не тот, кто интересуется кончиками своих ногтей. 
ЭТО – ДУХ. Допустим, что-то исчезло, ушло, НО ДУХ-ТО ДОЛЖЕН СУЩЕСТВОВАТЬ! Ещё сегодня родилось такое ужасное слово - «ЖЛОБСТВО». Я размышлял по этому поводу и подумал: вот мы дети, мы бегаем по улице, мы слышим мат, мы к нему привыкаем (???), мы в школе плохо учимся, мы спешим на футбол, а потом – глядь становимся режиссёрами или актёрами. А МЫ – ТЕ ЖЕ ДВОРОВЫЕ МАЛЬЧИШКИ. ПОСТАВИТЬ ЧЕХОВА ИЛИ ШЕКСПИРА СЕГОДНЯ ТРУДНО, ПОТОМУ ЧТО ИНТОНАЦИИ ИДУТ ПРОСТО УЛИЧНЫЕ…Вот МХАТ – это нечто другое. Степанова, например,- НЕТ, ОНА НЕ С УЛИЦЫ. ОНА ВСЁ ВРЕМЯ ГОВОРИТ ЧТО-ТО ПРО СТАНИСЛАВСКОГО, НИКТО УЖЕ ЕЁ НЕ СЛУШАЕТ, НО ОНА ЧАСТО ГОВОРИТ ДЕЛО. Вдруг вскользь скажет : «А Станиславский считал, что водевиль нужно играть как трагедию». Я ВСЁ ЭТО ЗНАЮ, ТЫСЯЧУ РАЗ СЛЫШАЛ, НО ЭТО – ДЕЛО. Она пожилая женщина, НО КАК ОНА НОСИТ ПЛАТЬЕ, КАКАЯ У НЕЁ ФИГУРА! ДНЁМ У НЕЁ РЕПИТИЦИЯ, ВЕЧЕРОМ – СПЕКТАКЛЬ, А ОНА ВСЕГДА В ФОРМЕ, НИКАКИХ КАПРИЗОВ. НЕТ, ЧТО-ТО ЕСТЬ В ЭТОМ ТЕАТРЕ…ВОТ У НАС НА МАЛОЙ БРОННОЙ не витает дух Станиславского, хотя у нас очень хороший театр. Или в театре на Таганке – тоже не витает, хотя это замечательный театр. Всюду нувориши, А ВО МХАТЕ РОДОСЛОВНАЯ ЕСТЬ. ЭТО ВЕЩЬ СЕРЬЁЗНАЯ.
МНЕ КАЖЕТСЯ, МЫ СЛИШКОМ ОПРОСТИЛИСЬ. МЫ СЛИШКОМ ОПРОСТИЛИ ИСКУССТВО, МЫ СЛИШКОМ ОПРОСТИЛИ СОБСТВЕННУЮ ЖИЗНЬ, МЫ ПОТЕРЯЛИ ФОРМУ. Почему трудно поставить Чехова, почему трудно произнести монолог Треплева? Сейчас скажу… Когда-то во МХАТЕ шёл спектакль «НА ДНЕ», и Луку играл Москвин. И ЭТОТ ЛУКА ВЕРИЛ В «ПРАВЕДНУЮ ЗЕМЛЮ». А потом играл Грибов, и он в «праведную землю» уже не очень верил. И вокруг него всё стало чуть проще. СТАРЫЙ МХАТ ЖИЗНЬ ВЫСВЕТЛЯЛ, ИСКАЛ СВЕТ. ОНИ БЫЛИ ПОЭТАМИ, ХОТЯ ПРИ ЭТОМ БЫЛИ РЕАЛИСТАМИ! А мы систему выучили, НО ЗАБЫЛИ ПРО СВЕТ. СИСТЕМА БЕЗ ПОЭЗИИ – НИЧТО. ПОЭТОМУ СЕЙЧАС ТАК ВАЖНА ЛИЧНОСТЬ СТАНИСЛАВСКОГО. Говорят, когда он входил в комнату, люди бывали потрясены его красотой. А КОГДА ОН НАЧИНАЛ ГОВОРИТЬ, ОН ГОВОРИЛ ТАК ПРОСТО! ЧЕМ ЧЕЛОВЕК БОЛЬШЕ, ТЕМ ОН РАЗГОВАРИВАЕТ ПРОЩЕ, ТЕМ ШИРЕ СМОТРИТ НА МИР. Станиславский мог признавать Крэга и мог любить Мейерхольда. СТАНИСЛАВСКИЙ – ЭТО СВЕТ, ЭТО ВЫСОТА, ЭТО РЕЛИГИЯ. СЕЙЧАС В ТЕАТРЕ НЕ ХВАТАЕТ ПРОСТОДУШИЯ, НЕ ХВАТАЕТ ТОЙ НАИВНОСТИ, КОТОРАЯ БЫЛА В ЭТОМ ОГРОМНОМ ГЕНИИ. ЕСТЬ ВЫСОКИЕ ИДЕАЛЫ – ВОТ ЧТО Я ХОЧУ СКАЗАТЬ. МЫ НЕ СОПОСТАВЛЯЕМ СЕБЯ С ВЫСОТОЙ, А, НАВЕРНОЕ , ЭТО НАДО ДЕЛАТЬ. 
ОНИ БЫЛИ ОЧЕНЬ ВЫСОКИ ДУХОВНО – СТАНИСЛАВСКИЙ, ТУРГЕНЕВ, ХЕМИНГУЭЙ, ЧЕХОВ…ТЕПЕРЬ В ТЕАТРЕ ЭТОГО НЕ ХВАТАЕТ.

Категория: КУРС: АКТЕРСКОЕ МАСТЕРСТВО: ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГРУППА | Просмотров: 222 | Добавил: delius | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Школы, институты, курсы повышения квалификации совершенствуют интеллект, набивая мозг всевозможной информацией. Но никто не учит нас воспитывать свои чувства. Эмоции копятся, ищут выхода… Рано или поздно эта «бомба замедленного действия» взрывается: семейные скандалы, алкоголь, инфаркты, инсульты, депрессия, тяжелые психические расстройства... И только театральные методики с их раскрепощающей игровой стихией способны освободить человека от тотального контроля ума и дать личности возможность почувствовать и проявить всю красоту и силу собственных чувств.
Регистрация / Вход